Василий Толстой: "Не должно быть проверок ради проверок или ради наказания"

9 сентября 2016

Василий Толстой:  «Не должно быть проверок ради проверок, или ради наказания»  


Ради чего ведется война со всеми? Задается этим и другими вопросами новый начальник Инспекции государственного жилищного надзора по Пермскому краю. Он официально вступил в должность с 15 августа 2016 года.  
Газета «Территория Пермь» одной из первых знакомит своих читателей с новым руководителем.  

Василий Иванович, откуда Вы пришли на эту должность, и есть ли опыт работы в сфере ЖКХ? 

    - С 2002 года я работал специалистом по тарифообразованию в Администрации г.Кунгура, затем - помощником заместителя главы города по вопросам  ЖКХ, помощником первого заместителя главы города. В 2007 году было создано Управление городского хозяйства, которое я возглавил. С 2011 года перешел на работу в Администрацию города сначала заместителем главы города по ЖКХ, а затем первым замом. Так что, я занимаюсь проблемами ЖКХ почти пятнадцать лет.  
 
Сегодня много вопросов в работе ИГЖН вызывают проверки и штрафы в размере до 250 тысяч рублей. После нескольких таких предписаний многие управляющие компании вынуждены банкротиться. Решению проблем на рынке это явно не способствует.  

     - Я сразу соглашусь с вами, поэтому практически с первого дня занимаюсь этой проблемой. Забегая вперед, скажу, что уже приняты определенные управленческие решения по этому вопросу, и будут проведены соответствующие организационные мероприятия. Во-первых, необходим так называемый входной контроль поступающих в Инспекцию жалоб. Сейчас мы смотрим, надо ли выходить на проверку, если не указаны конкретные нарушения, факты, оцениваем тяжесть ситуации, чтобы принять объективное решение.  
      После административной комиссии ко мне приходит секретарь, и по каждому делу излагает суть,  я анализирую, правильно ли действует должностное лицо при определении административного наказания. Иначе нам самим придется отвечать.  
     Сегодня нагрузка на инспекторов огромная. Особенно по двум направлениям, которые сегодня исключительно загружены – это так называемые: технари, отдел, отвечающий за использование, сохранность жилищного фонда и сектор проверок исполнения предписаний, и начисленцы, отдел надзора за начислением платы за жилищные и коммунальные услуги. Соглашусь, что качество проверок из-за этого страдает. Почти 30 человек, технарей, работают только на город Пермь, и 16 – на край. Там (в крае), с одной стороны, проще – нет такого количества УК, с другой – состояние жилого фонда гораздо хуже, и вопросов, связанных с обслуживанием и содержанием, соответственно, больше.  

У многих вызывает вопросы и компетенция инспекторов, которые выходят на проверку, не имея измерительных приборов, соответствующего оборудования, «на глазок» оценивают нарушение и составляют протокол. Не учитывают, например, сезонность выполнения работ, несоразмерность нарушения и санкции.  

     - Еще недавно я сам был, если  можно так сказать, по другую сторону, и также постоянно приходилось сталкиваться с инспекторами ИГЖН. В Кунгуре мы два года назад вынуждены были создать муниципальную управляющую компанию, чтобы обслуживать 350 домов, которые на тот момент никто не брал по конкурсу. У нас более половины жилого фонда в городе построено раньше 1917 года, поэтому такой фонд не возьмет ни одна коммерческая организация. И вот, когда штраф выписывался за невымытые окна в подъезде, я тоже объяснял инспектору ИГЖН, что мы еще не дожили до того времени, чтобы наказывать за это. Я считаю, что у нас должна быть обеспечена безопасность проживания на первом месте, и получение услуги надлежащего качества. А пыль на подоконнике – наверное, не самое страшное. 
Или другой пример. Инспектор выходит на проверку по поступившему в Инспекцию обращению – течет задвижка, а он идет проверять в подъезд. Зачем, когда она находится в подвале? А глаза ведь не закроешь, если уже что-то увидел.  
И есть сезонные работы, безусловно. Вот для этого мы и планируем  усилить входной контроль, при определении основания для выхода на проверки, чтобы исключить возможность проверки ради самой проверки, или проверки ради наказания.  

Есть какой-то план по взысканию штрафов на большие суммы? Зачем это делается?  

   - Я тоже раньше думал как обыватель, что есть какая-то установка по количеству проверок или план по суммам штрафов, что задача поставлена руководством. А пришел сюда, и не увидел никаких планов. Тогда ради чего мы все это делаем? В  соответствии с полномочиями мы обязаны предупреждать, выявлять и пресекать нарушения. На сегодня мы занимаемся,  по сути, только выявлением и пресечением, а где же предупреждение? Считаю, что мы сами себя закопали в обращениях. Качества проверок нет, отсюда, загруженность инспекторов и, как следствие, текучка кадров.  
Сейчас мы получили информацию из Минстроя, от главного жилищного инспектора России Андрея Чибиса, о том, что с этого года Инспекции начнут мониторить на предмет результативности и открытости. В показателях, которые заложены для оценки эффективности работы органов, есть и количество, и качество проверок, но они рассматриваются в совокупности по отношению друг к другу.  Надо ради справедливости надо отметить, что конвейер по проверкам у нас работает, процесс налажен. Но в итоге получается, как в том рассказе у Райкина, когда костюм шили, все свою работу сделали, а результат совсем не тот, какой хотелось бы: к пуговицам претензий нет, пришиты намертво, не оторвешь...  

За один и тот же предмет нарушения ТСЖ получает штраф в 5 тысяч рублей, а УК – 250.  

   - На Инспекцию возложена обязанность осуществлять жилищный надзор, в рамках своих полномочий, и лицензионный контроль. Нам закон не оставляет выбора, как наказать. Если УК получила лицензию, то мы не можем уже в отношении этой организации проводить жилищный надзор. Здесь начинаются штрафные санкции для лицензиата. Ведь он сдал квалификационный экзамен, получил лицензию, и рассматривается уже как, например, любая строительная организация, сотрудники которой обладают специальными знаниями. Это не бабушка какая-нибудь из ТСЖ, которая может  и не знать какие-то законы, и ей мы можем пойти навстречу.  

И в том, и в другом случае штраф - из кармана жителей, из средств на текущий ремонт и техобслуживание. То есть, дом остается без денег. Кого хотели наказать?  

  - Как альтернативу, жители в любой момент могут выбрать способ управления ТСЖ. В УК хоть и профессионалы работают, но в силу разных причин не всегда могут осуществлять качественное управление домом. Но я согласен и с тем, что собственники часто сами не понимают, что платить штраф им придется из общего котла. Даже если мы налагаем  взыскание на должностное лицо, то редко кто платит из своего кармана, а когда на УК или ТСЖ, средства в основном идут из денежных средств на содержание дома.      
С этой целью, мы ведем разъяснительную работу, объясняем жителям, что вы, пожалуйста, несколько раз взвесьте, прежде чем писать жалобу в Инспекцию.  
Ведь ИГЖН – это надзорный орган. В первую очередь, нужно пытаться наладить взаимодействие с УК или ТСЖ, которые вы выбирали для управления своим домом. И только, если возможности мирного урегулирования исчерпаны, следует обращаться в другие инстанции: администрацию, инспекцию, прокуратуру, полицию.  
У Инспекции, на сегодняшний день, очень большой функционал, и он постоянно расширяется. Так, с 1 января 2017 года мы будем привлекать к ответственности за невыполнение требований по размещению информации в системе ГИС ЖКХ. Я считаю, что это правильный шаг, несмотря на то, что это сложная система, надо уметь работать с электронными документами. Здесь уже не будет никаких исключений для ТСЖ.  
На нас также с 21 августа текущего года возложена новая обязанность – подтверждение класса энергоэффективности домам. И в ближайшее время мы займемся этой работой.  
 
Жители постоянно жалуются на недогрев воды, холодные батареи. Но по итогам административных дел на УК опять же выписывается штраф – 250 тысяч рублей, а на «Пермскую сетевую компанию», которая непосредственно является виновником, - 5 тысяч. Хотя разве можно сравнивать бюджеты монополиста и обслуживающих организаций?  

    - Когда инспектор выходит на проверку, есть перечень документов, которые необходимо предоставить. И там есть строка – «иные документы». УК может предоставить все, что у нее есть. Инспектор должен видеть, что предпринимались меры для решения этой проблемы. А если на протяжении длительного периода времени эта ситуация сохраняется, и на границе дома нет норматива по температуре, то вопросы в любом случае к этой УК будут. Ведь жители доверили ей управление своим домом.  
Сегодня на сайте Инспекции есть раздел - поступающая информация. Любой может зайти и в режиме реального времени увидеть все обращения, которые поступили в Инспекцию. УК тоже может отслеживать жалобы, и принимать какие-то меры, не дожидаясь прихода наших инспекторов.  
С ресурсниками мы тоже работаем постоянно, привлекаем и их к ответственности.  
Если они согласны с нашими претензиями, то не приходят даже на рассмотрение дел, если же не согласны, то начинают оправдываться, но практика нами уже наработана в нашу пользу.  

Ресурсоснабжающие организации не принимают на свой баланс ветхие, транзитные сети, заявляя, что это бесхоз. В результате круглый год - порывы, отключения. Только в одной Перми километры таких труб.  

  - По закону о теплоснабжении, бесхозные сети, должны обслуживаться и ремонтироваться той ресурсоснабюжающей организацией, к которой они присоединены. Она уже включает эти затраты в свой тариф, а РСТ должны им компенсировать как выпадающие доходы. Надо менять сети, а не латать дыры до бесконечности, но это, скорее всего, возможно сделать только в рамках утвержденных инвестпрограмм.  
 
Публично ресурсники заявляют о желании перейти на прямые платежи с населением, на практике им очень выгодно иметь «прокладку» в виде УК, которой потом можно выставлять часто необоснованные, «виртуальные» долги. Позиция ИГЖН в этом вопросе не совсем ясна.  

   - В Кунгуре мы перешли на прямые платежи, еще в 2012 году, и у нас проблема задолженности УК практически исчезла. Сегодня ресурсники готовы работать напрямую с населением. Но пока не до конца отработан механизм оформления таких отношений. В большинстве случаев сегодня уже не стало «прокладки» - УК, а долги продолжают расти. Получается, что теперь их создают сами ресурсники? 

Как разрешаются обращения жителей по начислению ОДН? Например, «Пермэнергосбыт» самостоятельно делает начисления, не сверяя суммы с собственниками.  

   - Жалобы идут. Ресурсники, чтобы не нести расходы из-за отсутствия общедомовых приборов учета, не дождавшись их установки от УК, сами поставили приборы в ТП, и, что называется, сами выкопали себе яму. Сейчас нужно перенести устройства в дома, но при этом, не везде есть техническая возможность это сделать. И снова нужны деньги, а они на установку уже потратили значительные денежные средства. Мы уже провели совещание с «Пермэнергосбытом», совместно сейчас пытаемся как-то решить возникшую проблему.  

Какие цели и задачи на ближайшее время Вы уже перед собой поставили? 

  - Сейчас Инспекция подчиняется непосредственно Председателю Правительства Пермского края Геннадию Тушнолобову.  Им поставлены перед нами определенные задачи, и мы будем перестраивать работу, чтобы улучшить качество жизни людей. Мы как надзорный орган должны выявлять системные ошибки, обсуждать на разных площадках эти проблемы, направлять письма в тот же Минстрой. С целью выработки решений по проблемным вопросам я встречаюсь с прокурорами, судьями, с руководителями роспотребнадзора и органов местного самоуправления.  
     Я считаю, что наша общая задача – сократить количество обращений путем проведения работы с УК, с населением, с ресурсниками. Но, конечно, трудно работать, когда, например, 160 управляющих компаний, как в Перми. Лучше, чтобы было меньше, но это бы были управленцы, которые пришли работать.  
Сейчас рассматривается также вопрос активизации муниципального жилищного контроля. Сегодня органы местного самоуправления ограничены в своих полномочиях, но в некоторых регионах нашли законодательные возможности. Может быть, и нам стоит перейти к этой практике, чтобы проверку проводили на местах, а потом материалы для составления протоколов направляли нам. Все эти вопросы сейчас нами прорабатываются. 

 Беседовала Оксана Асауленко 

В  2015 году в ИГЖН по Пермскому краю поступило – 17 тысяч жалоб и обращений.  
За семь месяцев 2016 года - 10162 обращения, что на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года.  
Наложено 1159 административных штрафов, на общую сумму 75 874 тыс.руб.  
В рамках лицензионного контроля привлечены к административной ответственности 263 УК. Сумма полученных штрафов - 95 млн рублей. 

  

№8 (123) от 8 октября