Учительница нервная моя

11 июня 2021

Как школа стала местом, из которого детям и их родителям хочется бежать без оглядки? Почему ученики боятся учителя? И как расправляется руководство образовательного учреждения с неугодными семьями.

В Региональную общественную организацию «За права многодетных Пермского края» обратились родители, чьи дети учатся в МАОУ «СОШ №114». Они предоставили информацию о жестоком обращении учительницы начальных классов с детьми, о конфликте с самими родителями, и о том, что найти защиту у руководства школы не удалось. Как выяснилось, этому есть простое объяснение.

Вопросы лучше не задавать
         Наталья Бушуева
показывает характеристику, выданную теперь уже бывшей классной руководительницей ее сына Василисой Чистовой. В ней, в частности, указывается:
        
«В усвоении учебных программ Владимир испытывает выраженные затруднения. С трудом может пересказать текст, ответы на вопросы дает односложные. Недостаточно сформировано умение устанавливать причинно-следственные связи. В учебном материале испытывает трудности при вычислениях (не знает таблицу умножения) и изложении теоретического материала по математике и русскому языку (не учит правила), темп чтения ниже нормы, чтение не выразительное. Письменные работы неаккуратные. Внимание не устойчивое, слабо концентрировано. Плохо сформирован навык самостоятельного выполнения заданий». 

      - Ничего общего с моим ребенком эта характеристика не имеет. Когда я показываю ее тем, кто знает нашу семью, они не могут поверить, что речь идет о нашем сыне, - говорит Наталья. Самим родителям тоже досталось: «Родители не заинтересованы в развитии ребенка – родительские собрания в этом году ни разу не посетили. В то же время у мамы завышены требования к ребенку – считает, что оценки занижены и ребенок недооценен». Логика явно отказывает учительнице. Она пишет о том, что Владимир «…домашние работы выполняет не в полном объеме или не выполняет» и тут же: «К учебным занятиям ребенок всегда готов». А то, что оценки занижены и ребенок недооценен, то это очевидно требования не к ребенку, а к учителю, который, так или иначе, должен отвечать за успеваемость ученика.
         По словам Натальи, эта характеристика была написана уже в период острого конфликта с учительницей. А раньше никаких проблем не было. И классный руководитель была довольна этим учеником.

         Наталья Бушуева:
        
- Я психолог по образованию, поэтому я очень быстро поняла, что за человек Василиса Владимировна. Пока во всем ей поддакиваешь, все хорошо. Пока у нас не было конфликта, она говорила, что у нас идеальный ребенок. Как только я начала задавать ей вопросы, начались проблемы – у сына в первую очередь. Во втором классе уже загруженность стала огромная у детей. Пять-шесть уроков в день, плюс по математике по 10 номеров она задавала. У нас ребенок сидел и плакал, не справлялся. Мы с мужем ему помогали, старший брат. И все равно оценки становились все хуже и хуже. Я стала задавать вопросы, почему так происходит? В пандемию вообще было запрещено ставить двойки. Я спрашиваю: "Почему Вы придираетесь, за что опять Вы ему поставили двойку, если он сделал". –"Он сделал на "2". – "Так ведь нельзя ставить?!" – "Если бы он не сделал, то и не поставила бы".

          1 сентября, в прошлом году, когда сын Натальи пришел в 4 класс, учительница посадила его на первую парту, прямо перед собой. И он стал рассказывать родителям, что Василиса Владимировна постоянно кричит на него.

         Наталья Бушуева:
        
- До этого он рассказывал, как она других детей называла «дебилами», «тупыми». А потом уже перекинулась на моего ребенка -  стала орать, унижать, оскорблять его по любому поводу. У нас открытый, добрый мальчик, которого никогда не обижали взрослые. И он не сталкивался с таким обращением. Мы с мужем его всегда и привозили в школу, и обратно забирали. Однажды я его после школы встречаю, и он прямо вылетает мне навстречу – у него истерика. Она опять наорала на него при всех и сказала другому мальчику: «Скажи Вове, что он позорище».

         Как только надо было идти в школу, ребенок начинал болеть: появлялся кашель, температура. Наталья писала в чате в Вайбере учительнице, чтобы она перестала кричать на ребенка, так как у него из-за этого болит голова. Старший брат подтверждает, что в этот период Вова был очень уставшим, расстроенным. Педагог, в свою очередь, написала, что, может, голова у него болит из-за того, что он на переменах бегает? И вообще, по ее мнению, выше, чем на тройку, этот ребенок учиться не может. Вместе с еще одной мамой Наталья подошла к директору школы и попросили перевести их в другой класс.

         Наталья Бушуева:
         - Мы хотели тихо, мирно, без конфликтов расстаться с этой учительницей. Но нам сказали, что, во-первых, все классы переполнены, а во-вторых – мы должны пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Другими словами, признать, что ребенок недоразвитый, что он не справляется с программой, и тогда ему дадут ослабленную методику и переведут в другой класс. То есть, когда пришел ребенок в школу, то был нормальным, а теперь стал умственно-отсталым!

         Сама общеобразовательная школа №114 является инклюзивной. Как указано на странице школы в сети ВКонтакте, посещают учебное заведение более 1000 учащихся, 20% из которых – дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети из приемных семей.
«Главная цель школы – создание условий, при которых каждый учащийся сможет раскрыть свой талант и определиться с будущей профессией. Победитель Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России" в 2017 году»…
         Несколько учеников из этой школы, с которыми мы пообщались, так и не смогли объяснить, в чем именно состоят особенности обучения, образования, воспитания в этой школе с учетом того, что ее посещают  дети с ОВЗ.

          «Есть пандусы, подъемники, поручни для них. Туалеты оборудованы, но туда чаще всего учителя ходят, а не эти дети…»

А Жохов-то не знает!
        
Родители вспоминают, что с радостью пришли записываться в эту школу. Тогда, перед зачислением в первые классы, директор провела собрание в актовом зале. Она активно рекламировала методику Владимира Жохова. Рассказала о том, что придет новый, молодой педагог, которая прошла обучение по этой методике, поэтому будет организован специальный класс.
         Автор методики – Владимир Иванович Жохов, заслуженный учитель РФ, специалист с многолетним стажем, автор учебников по математике. Согласно официальной информации, «это единственная система, в которой образовательная концепция доведена до уровня исчерпывающей, детально проработанной практической технологии работы учителя.Использование системы обеспечивает достижение результатов, требуемых федеральными государственными общеобразовательными стандартами (ФГОС). Технология основана на принципах природосообразности и трехсотлетнем опыте отечественной школы. При разработке методики были использованы последние достижения педагогики, физиологии и психологии. Модели обучения и конкретные приемы увязаны в гармоничную самодостаточную систему, учитывающую и эффективно использующую множество факторов, влияющих на развитие ребенка. При этом дети будут с удовольствием ходить в школу – эти четыре года станут для них ярким, незабываемым и очень полезным опытом. Это вам подтвердят тысячи родителей и учеников по всей стране».
         Но на практике, при внедрении данной системы в школе №114, «достижения педагогики, физиологии и психологии» выглядят как-то иначе. А эти четыре года обучения для некоторых детей и их родителей, если и будут незабываемыми, то по другой причине.
         Наталья Бушуева, которая вместе с мужем перед тем, как принять решение пойти именно в этот класс, изучали эту методику, уверена, что неуспеваемость ее сына и других учеников связана не со сложностью программы как таковой, а с личностью того, кто ее преподает.

         Наталья Бушуева:
         -Во-первых, нельзя полностью перекладывать все обучение на детей и их родителей. Василиса Владимировна по большей части дает задания, требует и спрашивает, а усвоил ли ребенок материал, ее не волнует. Во-вторых, в самой этой методике есть такое важное уточнение – она не работает, если не справляется педагог! «Если вам педагог не нравится, - не соглашайтесь на эту методику!» Это слова Жохова.

          По словам родителей, на собрании, когда директор агитировала записываться в класс Василисы Чистовой, она сказала, что у этой учительницы два высших образования, но нет педагогического, что допускается при методике Жохова. Но ведь она ведет не только в начальной школе, но и другие предметы для среднего звена. В частности, английский, математику. Без педобразования! Ну, и результат соответствующий.

         Анна Сыромятникова, у которой сын находится на индивидуальном обучении рассказывает, что Василиса Чистова в начале 7 класса вела у них математику.
         -Она не понятно объясняла темы. У нее недостаточные образование и опыт. Насколько я знаю, она закончила курсы по начальным классам и по английскому, но у нас она вела математику. Мне она не понравилась сразу, я просила нашего классного руководителя найти ей замену. Но потом она сама от нас отказалась, потому что не справлялась. Ей не хватает профессионализма, она не может заниматься с детьми, не может с ним найти общий язык. Это не педагог…

Опасно для жизни и здоровья
        
Может быть, все проблемы действительно в обучении, и виной всему сам по себе экспериментальный образовательный процесс, с которым не только дети, но и педагог не могут справиться? Но выясняется, что отношение Василисы Чистовой к некоторым детям и вне уроков сложно назвать профессиональным, этичным и человечным.
         Инна Коляда отдала в эту школу второго ребенка. Когда учился старший, Матвей, все было хорошо, не было никаких жалоб.  Грамоты, поощрения, благодарности. Кроме того, Матвей стал настоящим героем, когда в Турции, на отдыхе, спас из воды четырехлетнего мальчика. Но когда в классе Василисы Чистовой оказался младший -–Савелий, то начались проблемы, и вчера еще благополучная семья вдруг попала в «черный список». Спортивный, активный ребенок, который профессионально занимается хоккеем, видимо, чем-то сразу не понравился классной руководительнице.

         Инна Коляда:
         -Ребенок приходил из школы и рассказывал, что учительница их называет "дебилами". Зачем, говорит, мне уроки делать, если мы дебилы?
Я пришла к учительнице. Она говорит: «А что такого? Я же не сказала, что он конкретно дебил. Они все дебилы». Я просила ее помочь в нашей ситуации. Ребенок так хотел в школу, а сейчас не хочет учиться. Но никакого желания разобраться я не увидела. Наоборот, со стороны учительницы начались неадекватные действия. Она пнула портфель моего сына, из него все вывалилось. Ребята засмеялись, а один мальчик сказал Савелию: «Баба». Потом она его выгоняла его из класса во время уроков. Первоклассника!

          9 октября, все в том же первом классе, Савелий пришел домой из школы и сказал, что сегодня дрался сразу с шестью ребятами.

         Инна Коляда:
         -
Я спрашиваю, а учительница где была? «Так она и сказала драться». Я говорю, что такого не может быть, учителя так не поступают. Нет, говорит, Василиса Владимировна сказала детям: «Что вы его боитесь? Напали все вместе и поколотили его». Драка произошла при ней, на втором этаже. Вечером в этот день мы пришли на футбол, где я встретила Чистову. Спросила у нее, что вообще происходит? А она говорит, - вы радуйтесь, что еще другие родители на вас заявление не написали. Я просила предоставить видеозапись, но мне так ничего и не предоставили. При этом мне постоянно говорили о том, что мой ребенок плохо себя ведет, вообще злодей какой-то, но ни разу не предоставили этому доказательства.
         Я перевела сына в другой класс, где была очень хорошая учительница. И два года мы спокойной учились. Но потом наша классная руководительница уволилась. Такие педагоги в этой школе почему-то не держатся...

        
         Наталья Бушуева также удивляется, что в школе с инклюзивным обучением, где, казалось бы, именно безопасность пребывания детей должна быть на первом месте, произошла такая ситуация, как с ее сыном, которая чуть не обернулась настоящей трагедией.

         Наталья Бушуева:
         -
Это было зимой. Ребенок садится после школы к папе в машину и говорит: «Папа, я сегодня чуть не сдох». Муж сначала даже не понял, что сын сказал правду, без всякого преувеличения…
         У них была ритмика. Кто-то из ребят разбежался и ударил моего сына в солнечное сплетение. Он отлетел, ударился головой, ребрами о стену, и начал задыхаться…Дети подтвердили потом, что он посинел даже. Хорошо, что там была учительница, которая открыла окно, чтобы ему дышать стало легче. Она его реанимировала, можно сказать…
         Вечером муж пишет классной руководительнице, спрашивает, почему сына не отвели к врачу, почему не сообщили нам о том, что произошло? После этого ребенок на занятие еще пошел. А она отвечает: «А что произошло?». И даже не спросила, как он себя чувствует. А в понедельник, когда он пришел в школу, она сказала, что мы, родители, должны попросить у нее прощение за то, что он соврал, что она видела, как он упал. Мы чуть не потеряли ребенка и должны просить у нее прощения?!

           Старший сын Натальи Александр в этом году закончил эту школу, поэтому знает, что происходит, - и за братом следил, и за учительницей.
         - В столовой на детей она кричит постоянно. Ребенок что-то не так сделает, она его сразу «дебилом» обязательно назовет. Рукоприкладство любит, толкает их, дергает, как со зверушками обращается. 

         Одному ребенку на уроке Василиса Чистова сказала: «Ты что курил что ли?» Когда родители попытались выяснить, что она имела ввиду, стала оправдываться: «Может быть, он у вас принимает какие-то лекарства или еще что-то? У него рассеянный взгляд и заторможенность, ребята сказали, что он на английском вел себе неадекватно, спрашивают одно, а он отвечает совсем другое. Извините, больше не повторится…».
        
Инна Коляда с самого начала не могла смириться с тем, что школа стала каторгой не только для ее сына, но и для других детей. Она как могла била тревогу. Ведь еще в 2017 году на уроке Василиса Чистова одному из учеников заклеила рот скотчем!

         Инна Коляда:
         -После этого я пошла и к Василисе Владимировне, и к директору. Учительница разговаривала довольно грубо, как всегда. «Вы ребенку скотчем рот заклеивали». - «Мы с ним договорились, с Тимофеем, сразу. Это игра».Еще она говорила: «Я же не вашему ребенку рот заклеила». Но мой ребенок при этом присутствовал, и другие дети тоже!

         Удивляет, что мама этого мальчика переговорила с директором, и все. Не обратилась с заявлением в полицию, прокуратуру по факту истязания ребенка. Директор Валентина Федотова умеет улаживать все конфликты, которые происходят с этой учительницей, говорят родители, которые тщетно пытались найти защиту и поддержку у руководителя образовательного учреждения. Но как она могла им помочь, ведь Василиса Чистова – ее дочь!

Семейный подряд
        
Инна Коляда рассказала директору о проблемах с учительницей. Валентина Федотова вызвала в педагога в кабинет.  Спросила, правда ли, что она заклеивала ребенку рот скотчем. Та подтвердила, что это была такая игра, шутка. Инна говорила, что дети боятся учительницу, у них психосоматика, они болеют, не хотят идти в школу; их оскорбляют и унижают. Мама-директор удивлялась, что ее дочь на такое способна. Но все равно пыталась выставить виноватыми самих родителей.

         «Вот вы сами создали такую обстановку этими чатами в вайбере. Мне вот некогда там сидеть. Ей тоже. Она ничего не успевает, туда-сюда весь день. Она с таким желанием пришла в школу, хотела работать, а родители ее так выставляют – такая-сякая. Раньше учитель  - это было святое, а сейчас вы сидите и по вайберу всякую фигню пишите, так че вы хотите-то?»       

         Но и после этого разговора, по словам родителей, методы работы учительницы не изменились. Двоим мальчикам на уроке Василиса Чистова завязала руки за спиной, как смирительную рубашку надела. Так дети просидели весь урок и часть перемены. Потом одного из ребят одноклассники развязали. У другого пришел старший брат и развязал его. Сообщили маме. За 15 минут она примчалась с работы. Сразу же обратилась к директору. После скандала этого ученика перевели в другой класс, а теперь семья тоже забрала документы и ушла из школы.
           21 апреля 2021 года на имя директора Валентины Федотовой направлено заявление от родителей детей 3 класса, в котором они просят:  

         «Просим вас поменять учителя английского языка Чистову Василису Владимировну. В связи с тем, что на ее уроках дети не получают требуемых знаний. Педагог позволяет себе повышать голос на детей и высказываться в адрес детей непозволительной для педагога лексикой. Родителям приходится нанимать репетитора для получения знаний, которые не дает учитель, что влечет большие расходы. На контакт с родителями педагог не идет»
Под письмом 11 подписей. Она направлено также в РОО «За права многодетных Пермского края».

         Каким образом получилось, что руководитель образовательного учреждения и подчиненный сотрудник находятся в непосредственном родстве? Есть Федеральный закон «О противодействии коррупции», в котором говорится о конфликте интересов, который здесь налицо. Как может объективно реагировать на жалобы, обращения, заявления Валентина Федотова, если речь идет о ее родной дочери?    
         В том же 2017 году одна из мам обратилась к Уполномоченному по правам ребенка в Пермском крае Светлане Денисовой. В письме она подробно описала, как складываются отношения детей и родителей с педагогом.

(пунктуация автора)
          «Все дело в том, что у нашего учителя (кроме того, что она дочь директора школы) еще и сын учится в нашем классе. В чате конечно же обсуждали в том числе и учителя, поэтому ее не подключали к диалогу. Но потом подключили, так как начали «вылезать» нехорошие подробности: кричит на детей, называет дебилами, заклеивает скотчем рот, обвиняет нарушителей спокойствия в постоянных срывах уроков, не следит на переменах и т.д. Причем я сначала не верила, что это может быть реальностью, т.к. работала с детьми и знаю, что такое детская фантазия..
         И вот – наш учитель расставила всё на свои месте...В общем, культурой речи она действительно не отличается, особенно при организации новогодней поездки….Сначала в неуважительной форме отказалась ехать, потом после уговоров отсеяла неугодных родителей, кто тоже хотел ехать с детьми, сказала, что она главная и она решает, кто поедет, после чего окончательно у всех настроение общаться в принципе пропало. В итоге все родители переругались, «раздрай» полный…Перед отъездом я попыталась с ней переговорить в глаза в глаза. Оказывается ей не нравится, что все родители ей пытаются что-то подсказывать и чему-то учить, «прогибать» как она говорит (до нас она в школе не работала, ей всего 32 года)…Поэтому она единолично решила не разводить демократию, а принимать самостоятельные (иногда нелогичные и слишком эмоциональные) решения. Поэтому конструктивного сотрудничества у нас с ней и не получилось. Апогеем была ее реакция, когда, подъезжая к школе на туристическом автобусе, ее средний сын встал с места и на повороте потерял равновесие и упал, она заорала благим матом: «пи-пи-пи…Если бы ты сейчас не сломал себе шею, я сама бы ее тебе сломала!!!» Все дети и родители в автобусе прижали уши…Я растерялась, не зная, как реагировать. Это потом уже мой сын рассказал, что она всегда так орет».

          Судя по всему, никакой реакции на это обращение к Светлане Денисовой не последовало.И все продолжилось.

         Инна Коляда:
         -
Когда мы пришли в 1 классе на собрание, Чистова сказала, чтобы всем детям купили кнопочные телефоны, без камер. Вскоре стало понятно, почему. Она нам, родителям, говорила, что она ненавидит детей, ненавидит родителей, которые ходят и указывают, что ей делать. Это нормально вообще для педагога, да и просто для человека, матери? У нее у самой трое детей!
                 
        
С таким огромным объемом работы, который при поддержке мамы-директора взяла на себя Василиса Чистова, не справился бы и опытный педагог. А здесь речь идет об учительнице, которая никогда раньше в школе не работала, только-только вышла с декретного отпуска. У нее трое детей. Возможно, у женщины послеродовая депрессия или какие-то другие причины нестабильного психологического состояния. Хотя бабушка-директор тоже может позволить совершенно антипедагогическое отношение.

         Матвей:
         -
Директор тогда  ругалась на детей. Они плакали, но их запугали, чтобы они родителям не рассказывали.

        
Инна Коляда:
         -Одному мальчику, который на перемене толкнул ее внука, он учится в классе ее дочери, она сказала, что, если еще раз такое сделаешь, я тебя задушу. Мама этого ребенка потом приходила, разбиралась. Директор извинялась, насколько я знаю.
         А моему сыну она сказала: «Зачем ты маме все рассказал? Не знала бы она ничего, и все было бы нормально». Представляете?

         Вся семья директора и ее дочери чувствует себя в школе, как дома. До недавнего времени и бывший муж Василисы Чистовой постоянно находился в учебном заведении. При этом, по информации родителей, мужчина ранее отбыл длительный срок за насильственное преступление в отношении личности.

         Инна Коляда:
          - Как можно было его допускать в школу? На 1 сентября на линейке он был с огромным синяком под глазом. Потом он постоянно находился в школе. Для нас, родителей, сейчас проблема в школу попасть, а он там практически жил. Оставался с детьми, гулял с ними, ездил на экскурсии - в лес!  Родителям он предлагал купить какие-то вещи, продукты. Где он их брал? Почему продавал в школе?

Сейчас он снова находится в местах принудительного содержания.

Лучшая защита
        
Почувствовав, что «запахло жареным» и такое шило утаить в мешке уже все сложнее, директор школы, судя по всему, решила подстраховаться. А лучшая защита, как известно, - нападение. На тех, кто не молчит. Несмотря на то, что это благополучные семьи и обвинить родителей в неисполнении своих обязанностей трудно, причины все-таки нашлись.        
         Так, Наталью Бушуеву вместе с мужем вызвали на школьный совет по профилактике, чтобы поставить на школьный учет за неуспеваемость.

         Наталья Бушуева:
        
- Там находилась директор, инспекторы ПДН. Потом в кабинет залетела Чистова и начала зачитывать свою характеристику. Были и другие учителя, которые тоже удивлялись, что нас вызвали, ведь ребенок пропускал уроки по болезни. По некоторым предметам ему выставили оценки, но классная руководительница не аттестовала его по всем предметам, которые она ведет. Инспекторы сидят узоры рисуют на листочках. А нам директор говорит, мы вас сейчас на три месяца поставим на учет, а если ситуация не улучшится, то передадим дело в полицию. Я вообще в шоке была! Не могла поверить, что все это в реальности происходит. Муж меня встречал, испугался за мое состояние вообще…

         Семья поняла, что с этой школой и этими педагогами надо срочно прощаться, чтобы спасти ребенка. Они пошли в другую школу, где их пообещали принять, на словах. Но в 114-ой не хотели отдавать документы без подтверждения, что ученика принимают в другом учебном заведении, что совершенно не законно. Пришлось взять справку, и только тогда получилось вырваться из «цепких объятий» родной школы.
         В новой школе все проблемы и с учебой, и со здоровьем у Вовы закончились как по волшебству. 

         Наталья Бушуева:
         - Сдал все тесты по итогам 4 класса.Сейчас педагог удивляется, почему у нас сбыли такие плохие оценки. Она очень довольна нашим ребенком. Есть проблемы по математике, но это из-за того, что Чистова не дала совершенно знаний. Ведь те родители, которые ее защищают, не рассказывают о том, что они с первого класса с репетиторами занимаются.

         Что же касается совета по профилактике, то все как будто об этом забыли. Ни на какой учет сына Натальи не ставили. Просто хотели попугать? Но кто дал право директору применять такие меры? Про Инну Коляду тоже не забыли. Так, недавно она была вызвана к инспектору в отдел по делам несовершеннолетних. Оказалось, что одна из мам написала заявление в полицию из-за того, что у ее дочери произошел конфликт с сыном Инны. Савелий, играя, оказался участником потасовки, в которой также принимали участие и другие ребята. Ситуацию разобрали у директора вместе с родителями, и на этом инцидент был исчерпан, но тут вдруг о нем вспомнили. Дело было в начале мая, а заявление появилось только в конце месяца .Инне Коляда позвонила социальный педагог и пригласила в школу на комиссию, сообщив, что ее сына планируют поставить на учет в КДН. По словам социального педагога, этого проступка для постановки на учет достаточно. Однако запись с камер видеонаблюдения руководство школы предоставлять родителям снова отказалось…
         Мы созвонились с Валентиной Федотовой, чтобы получить комментарий по всем вопросам, но она пояснила, что без разрешения учредителя, Департамента образования, дать его не может. Как сообщили в Департаменте образования администрации Перми, «в школе проведена проверка по фактам ранее поступившего от родителей обращения. Совместно с ОНФ проведена встреча с педагогом 4 б класса, представителями родительской общественности класса и администрацией школы. Факт нарушения профессиональной этики и служебного поведения педагогом подтвердился. Информация о выявленных фактах направлена в правоохранительные органы в целях принятия необходимых мер».
         Ни один из тех родителей, которые и обращались в инстанции, об этой встрече не знают, приглашены на нее не были. Кроме того, речь идет о 4 «а» классе. Зачем департамент собирал 4 «б»? Тем не менее, главное, что делу дан ход. И теперь уже директору и учительнице придется отвечать на вопросы в отделе полиции. Кроме того, Следственный комитет России, куда направила обращение РОО «За права многодетных Пермского края», дал поручение региональному управлению «организовать полное, всестороннее и объективное изучение всех изложенных в обращении доводов, при наличии оснований принять предусмотренные законом меры к защите нарушенных прав».

Оксана Асауленко


№9(124) от 12 ноября