Горы отходов – «океан» проблем

3 марта 2016

 

Тему обращения с отходами в сфере потребления обсудили на последнем  заседании  экспертного совета по жилищной политике и ЖКХ при Комитете Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.

            Сфера обращения с отходами является стратегической для развития российской экономики. В ней сосредоточены значительные резервы энергии, переработки вторичных материалов, потенциал для создания дополнительных рабочих мест. Эффективная работа данной отрасли позволит достичь значительного сокращения энергетических затрат на производство материалов, улучшить экологическую обстановку, что особенно важно в Год экологии.

      В начале заседания Е.Л. Николаева, первый заместитель председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ ГД РФ отметила, что был принят Федеральный закон № 458 от 29 декабря 2014 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации, и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

     Революционное нововведение закона состоит в том, что захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещаются. С 1 января 2016 года субъекту Российской Федерации переданы полномочия, которыми ранее обладали органы местного самоуправления. Закон определяет участников деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами таких, как региональный оператор и оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

    С 1 января 2016 года организация и осуществление деятельности по сбору, транспортированию или обработки, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должны осуществляться на основе региональной программы и территориальной схемы в области обращения с отходами. Также законом устанавливаются меры стимулирующего воздействия. 

      В развитие закона Правительство РФ должно принять 30 подзаконных нормативно-правовых актов. В настоящее время принято 7 нормативно-правовых актов, среди них: "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов первого - четвёртого классов опасности", "О перечне готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств" и др.

     Начиная с 1 января 2016 года, субъекты Российской Федерации также обязаны принять 11 подзаконных нормативных правовых актов, в том числе, об утверждении территориальной схемы обращений с отходами, региональные программы в области обращения с отходами и правила осуществления деятельности региональных операторов.

     К сожалению, на сегодняшний момент, несмотря на то, что с 1 января уже необходимо, по сути, принять соответствующие региональные программы, лишь единицы из субъектов приступили к написанию такого рода программ.

    Что ещё очень важно? Это изменения, которые напрямую касаются граждан. В частности, теперь отдельной строкой будет выделена плата за новый вид коммунальной услуги. Работа с коммунальными отходами  переведена из жилищной услуги в коммунальную. Обращение с твёрдыми коммунальными отходами, тариф на них, естественно, раз это коммунальная услуга, будет подлежать государственному регулированию.

     По новым правилам собирать, транспортировать и обрабатывать, утилизировать, обезвреживать твёрдые коммунальные отходы будут региональные операторы. Это новый вид деятельности. И оттого, насколько качественно он будет организован, будет во многом зависеть и развитие отрасли, и качество предоставления услуг гражданам.

     В ходе обсуждения данной темы членам экспертного совета предстояло выделить первостепенные задачи и возможные пути их решения. В частности, речь шла о разработке государственной стратегии ресурсосбережения и промышленной переработки твёрдых коммунальных отходов на период до 2020 года, определяющей концептуальные подходы и национальные приоритеты в сфере ресурсосбережения и управления отходами, используя модели, механизмы, в том числе, государственно-частного партнёрства.

      С  докладом о работе секции по вопросам обращения с отходами в сфере потребления  и предложениями по планированию работы секции на 2016 год выступил  президент Ассоциации российских уборочных компаний Ю.В. Рябичев.  Как положительный  факт он отметил  разработку  концепции совершенствования механизма саморегулирования.  В ней  обращается  внимание на то, что без участия профессионального сообщества, без участия тех людей, которые на земле работают, невозможно достичь  значительных результатов.  Он выразил поддержку основной  идеи нового  закона по поводу того, что  взносы от производителей должны быть направлены на стимулирование потока вторичных ресурсов.

    В ходе обсуждения участники встречи   поддержал предложения экспертов по созданию экологических приёмных с целью приёма заявлений граждан и юридических лиц о фактах нарушения экологического законодательства Российской Федерации.  Это очень серьёзно поможет с точки зрения мониторинга реальной ситуации на местах. Ведь, основные замечания от граждан, основное недовольство (до 60-70 процентов) касаются  неблагоприятной экологической обстановки в регионах.

    Одни участники встречи рассказывали о результатах экспериментов  по раздельному сбору отходов, другие предлагали вместо общих слов  заняться конкретным делом – посмотреть, проанализировать, как в конкретном дворе убирается контейнерная  площадка.  Третьи  настаивали  на  переносе сроков вступления в силу положений, так  называемых  "Новых правил регулирования и обращения с ТКО".  

     Серьезная дискуссия  в ходе обсуждения главной  темы развернулась вокруг проблемы,   с какого же места региональный оператор ответственен за стадию обращения с отходами.  А.А. Самонов,  директор управляющей компании (г. Пермь), помощник депутата Государственной Думы Г. П. Хованской, спросил членов экспертного совета: «А почему только с контейнерной площадки начинается деятельность регионального оператора, а, допустим, не с камеры, которая находится в больших домах или мусоросборной?  А ими кто будет заниматься? Если вывоз мусора становится  коммунальной услугой – у нас появляется  ещё один монополист. И если он не будет заниматься обращениями с отходами от подъезда до площадки и дальше до полигона, то это очень плохо будет опять для управляющих компаний. Александр Алексеевич, в частности, отметил, что в ведении его УК  50 домов. За год УК все площадки убрала. И  перевозчик, он же владелец полигона,  занимается  вывозом мусора прямо от подъезда. Это его зона ответственности. Единственное, за что  отвечает УК -  за целостность мусоропровода.  И сейчас во дворах ветер мусор не раздувает. Мусора просто нет…

     - Действительно, - поддержали участники обсуждения, - у нас сложилась разнообразная практика в субъектах:  где-то забирают отходы от площадок, где-то таких площадок и контейнеров в принципе нет, и действует только мусоропровод. То есть на практике складываются совершенно разные ситуации, поэтому действительно под местами накопления понимаются как контейнеры с контейнерной площадкой, так и мусороприёмные камеры. В связи с этим важно отметить большую роль территориальной схемы обращения с отходами,  в том числе с твёрдыми коммунальными отходами. На схеме  должны отображаться как места сбора, так и места накопления мусора. То есть, чтобы житель каждого конкретного дома, в том числе и индивидуального, понимал, где будут накапливаться его отходы, откуда они будут вывозиться.

     Практически все без исключения участники  заседания экспертного совета отмечали,  что еще  много нерешенных вопросов, особенно с реализацией  положений нового законодательства, с которыми люди сталкиваются на местах. 

      Поэтому вполне логично звучали предложения о проведении  Всероссийского совещания профессиональных объединений.  Такое совещание поможет собрать  все силы  в кулак, придаст  правильное направление работы профессиональному сообществу, сформирует систему обращения с отходами,  позволит организовать профессиональное сообщество в  единый центр для совместной выработки консолидированного решения.

      Другое предложение касалось организации  экспериментального  проекта: на примере одной области, которая наиболее подготовлена,  осуществить  пилотный вариант примерной работы регионального оператора.  Посмотреть, как на практике  будет осуществляться система сбора оплаты, как будет работать система взаимоотношений с районами, МУПами, ГУПами, ЦУПами и прочими организациями.  Как будут решаться  тарифные проблемы, как будет работать система с полигонами, осуществляться взаимодействие с частными лицами. И тогда уже на основе какого-то практического опыта  можно будет понять, где допущены ошибки, а где выбрано верное направление.

       Предстоит решить еще одну серьезную  проблему - кадровую. В настоящее время  слабо готовятся кадры в сфере обращения с отходами, не достаточно профессиональных экологов, нет целевых программ по  образованию население в этом направлении.

     Интересные изменения в этом законодательстве – это регулирование в области ответственности производителя. У производителей и импортёров товаров есть обязанность по утилизации отходов от использования товаров, которая может быть реализована несколькими способами: это самостоятельное обеспечение, утилизация с помощью организации собственной инфраструктуры, это заключение договора с операторами обращения с отходами и создание ассоциации, союза производителей – импортёров товаров, обеспечивающего утилизацию отходов от использования товаров. Также есть и другой способ – это уплата экологического сбора.

     Что касается распределения экологического сбора.  В соответствии с изменениями в законодательстве экологический сбор поступает в федеральный бюджет, формирует государственные программы и посредством субсидий распределяется субъектам Российской Федерации на софинансирование утверждённых в установленном порядке региональных программ и территориальных схем по обращению с отходами. Есть целый перечень того, на что он расходуется в соответствии с программой.

      Основное условие предоставления субсидий субъектам – это наличие региональной программы и территориальной схемы по обращению с отходами.

Справка.
Региональный оператор - это лицо, обязанное оказывать услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на основании договора по оказанию услуг, заключаемого собственниками твёрдых коммунальных отходов или уполномоченными лицами. Собственник жилого помещения или части жилого дома не позднее, чем 1 января 2017 года будет обязан обеспечивать обращение с твёрдыми коммунальными отходами путём заключения договора с региональным оператором. Соответствующие изменения уже внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации.                                                                                                      

 

Андрей УГЛИЦКИХ.

№3 (118) от 8 апреля